• Типы занятий

  • Типы занятий

Формы организации учебно-производственной деятельности учащихся на уроке, типы занятий

 

Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и учащимся. Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей…

Формы организации учебной работы с учащимися

Особенности,

признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму?

Фронтальная (групповая)

Мастер работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех учащихся общая. Учащиеся должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего учащегося».

1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.

2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит инструктаж для всех.

3. В ходе заключительного инструктажа, когда оцениваем работу группы в целом и отдельных учащихся и т.д.

Индивидуальная

Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания. Мастер работает с учащимися по очереди, проводит индивидуальный инструктаж. И только когда у них одинаковые ошибки (типичные), останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.

1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают.

2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого и т.д.

3.  В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.

Парная

(ведущий-ведомый)

Ролевая

(мастер-учащийся)

Когда мастер организует работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся, два равных по успеваемости.

Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара мастер-ученик). организует взаимоконтроль.

1. В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг – друга – в паре и т.д.

Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.)

Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Задачи в бригаде могут быть разные, также возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль).

1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованные бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решения.

2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.

3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, дискуссия по выявлению причин и т.д.

                       

Классификация типов уроков (занятий) производственного обучения

 

Урок (занятие) производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока (занятия)  производственного обучения заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.

Урок (занятие) производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования учащихся. Решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. они организуют не только свой трудна уроке, но и производственную деятельность учащихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методически грамотная подготовка и проведении уроков п/о – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материалов, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:

1. Вводный тип урока (первый урок в учебных мастерских или на производстве).

2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.

3. Урок по выполнению простых комплексных работ.

Комплексная цель этого типа урока – ознакомить учащихся с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.

4. Урок по выполнению сложных комплексных работ  (урок производительного труда).

Комплексная цель этого типа урока – формировать у учащихся самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.

5. Урок контрольно-проверочный.

Комплексная цель этого типа урока – обеспечить контроль, проверку прочности сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения учащихся к самостоятельной  работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.