Формы организации учебно-производственной деятельности учащихся на уроке, типы занятий
Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и учащимся. Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей…
Формы организации учебной работы с учащимися
|
Особенности,
признаки
|
В каком случае выбираем ту или иную форму?
|
Фронтальная (групповая)
|
Мастер работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех учащихся общая. Учащиеся должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего учащегося».
|
1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.
2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит инструктаж для всех.
3. В ходе заключительного инструктажа, когда оцениваем работу группы в целом и отдельных учащихся и т.д.
|
Индивидуальная
|
Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания. Мастер работает с учащимися по очереди, проводит индивидуальный инструктаж. И только когда у них одинаковые ошибки (типичные), останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.
|
1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают.
2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого и т.д.
3. В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.
|
Парная
(ведущий-ведомый)
Ролевая
(мастер-учащийся)
|
Когда мастер организует работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся, два равных по успеваемости.
Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара мастер-ученик). организует взаимоконтроль.
|
1. В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.
2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.
3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг – друга – в паре и т.д.
|
Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.)
|
Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Задачи в бригаде могут быть разные, также возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль).
|
1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованные бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решения.
2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.
3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, дискуссия по выявлению причин и т.д.
|
Классификация типов уроков (занятий) производственного обучения
Урок (занятие) производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока (занятия) производственного обучения заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.
Урок (занятие) производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования учащихся. Решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. они организуют не только свой трудна уроке, но и производственную деятельность учащихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методически грамотная подготовка и проведении уроков п/о – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.
В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материалов, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:
1. Вводный тип урока (первый урок в учебных мастерских или на производстве).
2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.
Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.
3. Урок по выполнению простых комплексных работ.
Комплексная цель этого типа урока – ознакомить учащихся с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.
4. Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).
Комплексная цель этого типа урока – формировать у учащихся самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.
5. Урок контрольно-проверочный.
Комплексная цель этого типа урока – обеспечить контроль, проверку прочности сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения учащихся к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.