• Выгорание

  • Выгорание

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Причины напряженности педагога:

  • Гиперответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
  • Высокая загруженность рабочего дня.
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  • Чувствительность к имеющимся трудностям.
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе.
  • Требование творческого отношение к профессиональной деятельности.
  • Нестабильность заработной платы.

Стадии эмоционального выгорания:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ, когда человек считает «Работа и больше ничего!». Она начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ, когда человек думает «Мне все – равно!». Возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ, когда человек постоянно задается вопросом: «Зачем я здесь?» Притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

 

Проверьте себя

Тест «Нужно ли бороться со стрессом?» (по А. И. Тащевой)

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

1.Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

  • различные движения потягивания и расслабления мышц;
  • посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.;
  • релаксация;
  • длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка, баня, сауна, массаж;
  • горячая ванна с пеной;
  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • рассматривание пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вам вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (БОГУ, ВСЕЛЕННОЙ, ВЕЛИКОЙ ИДЕЕ);
  • занятие любимым делом - хобби.
  • САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ.Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
  • Дарите себе подарочки и милые безделушки.

Психологическая диета

  • Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
  • Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
  • Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов. Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.
  • Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
  • Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:
  • в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы;
  • постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени;
  • старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычку говорить только о плохом;
  • разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему.