Общая структура уроков (занятий) производственного обучения
Урок производственного обучения соответственно темы и целей имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.
Рассматривая структуру урока производственного обучения следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и учащихся.
Структурными этапами (частями) урока п/о являются:
I
|
II
|
III
|
IV
|
Организационный момент,
этап урока, 5 мин.
|
Вводный этап (часть) урока,
35-40 мин.
|
Основной этап (часть) урока,
5 часов.
|
Заключительный этап (часть) урока
|
1-2%
|
12-15%
|
70-85%
|
5-6%
|
Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:
1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2% времени занятия:
- выявление отсутствующих учащихся;
- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);
- организация внимания и готовности учащихся к уроку.
2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15% времени занятия:
- сообщение темы;
- ознакомление с целями;
- мотивация деятельности учащихся;
- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;
- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся);
- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);
- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;
- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;
- закрепление требований ТБ;
- определение и разъяснение заданий учащимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;
- сообщение норм времени, критериев оценок;
- организация рабочего места.
3. Основной этап (текущий инструктаж) урока- 70-85% времени занятия:
- деятельность учащихся – выполнение упражнений, самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;
- самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;
- самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
Деятельность мастера п/о:
- мотивация учащихся по видам учебно-производственных работ;
- наблюдение;
- целевые обходы;
- индивидуальное инструктирование;
- коллективное инструктирование;
- закрепление с учащимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;
- прием результатов работы;
- оценивание;
- определение дополнительных заданий сильными учащимися…
4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5-6% времени:
- сообщение о достижении целей урока;
- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций…;
- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов…;
- анализ выполнения ТБ, норм времени;
- сообщение оценок;
- сообщение темы следующего урока;
- объяснение домашнего задания;
- уборка рабочих мест.
Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока п/о взаимосвязаны, направлены на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.
По каждому структурному этапу урока п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:
- структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;
- должна быть связь между структурными элементами урока, длительность каждого из них определяется содержанием материала, его роль в достижении целей урока;
- не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;
- структура занятия должна быть гибкой для того, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.