• Общая структура урока

VK | Вконтакте

  • Общая структура урока

Общая структура уроков (занятий) производственного обучения

 

Урок производственного обучения соответственно темы и целей имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.

Рассматривая структуру урока производственного обучения следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и учащихся.

 

Структурными этапами (частями) урока п/о являются:

I

II

III

IV

Организационный момент,

этап урока, 5 мин.

Вводный этап (часть) урока,

35-40 мин.

Основной этап (часть) урока,

5 часов.

Заключительный этап (часть) урока

 

1-2%

12-15%

70-85%

5-6%

 

Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:

1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2% времени занятия:

- выявление отсутствующих учащихся;

- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);

- организация внимания и готовности учащихся к уроку.

2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15% времени занятия:

- сообщение темы;

- ознакомление с целями;

- мотивация деятельности учащихся;

- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;

- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся);

- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);

- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

- закрепление требований ТБ;

- определение и разъяснение заданий учащимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

- сообщение норм времени, критериев оценок;

- организация рабочего места.

3. Основной этап (текущий инструктаж) урока- 70-85% времени занятия:

- деятельность учащихся – выполнение упражнений, самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;

- самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;

- самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

Деятельность мастера п/о:

- мотивация учащихся по видам учебно-производственных работ;

- наблюдение;

- целевые обходы;

- индивидуальное инструктирование;

- коллективное инструктирование;

- закрепление с учащимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

- прием результатов работы;

- оценивание;

- определение дополнительных заданий сильными учащимися…

4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5-6% времени:

- сообщение о достижении целей урока;

- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций…;

- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов…;

- анализ выполнения ТБ,  норм времени;

- сообщение оценок;

- сообщение темы следующего урока;

- объяснение домашнего задания;

- уборка рабочих мест.

Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока п/о  взаимосвязаны, направлены на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.

По каждому структурному этапу урока п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:

- структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;

- должна быть связь между структурными элементами урока, длительность каждого из них определяется содержанием материала, его роль в достижении целей урока;

- не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;

- структура занятия должна быть гибкой для того, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.