• Юношеский возраст

VK | Вконтакте

  • Юношеский возраст

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Что именно склонно понимать большинство из нас под термином «современная молодежь»? Это новое поколение, которое стремится определять социальную и отчасти экономическую ситуацию в стране. Совсем недавно, во времена наших бабушек и дедушек, молодежь воспитывало старшее поколение, но теперь наблюдается обратная тенденция - молодежь «воспитывает» общество, пытаясь навязать ему свои взгляды. Нетрудно догадаться, что это приводит к конфликтам отцов и детей, которые в настоящее время превосходят по своим масштабам все конфликты. Наверное, поэтому у современной молодежи возникает так много социально-психологических проблем.

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1) самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самовоспитания, самосовершенствования;

2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.д. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории – действительности.

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое, физиологическое и половое созревание завершено, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира – юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества;

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования;

3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже моральнопсихологические качества.

Признаки физически и психически здорового 17/18-летнего человека

  • Не имеет хронических болей и заболеваний.
  • Оптимистично настроен.
  • Имеет высокую/адекватную самооценку, не меняющуюся от неудач и чьего-то негативного мнения.
  • Гордится своими успехами, в меру честолюбив.
  • С удовольствием общается со сверстниками обоих полов.
  • Имеет разнообразные интересы, не подвержен хандре и скуке.
  • Признает необходимость правил. Законопослушен.
  • Энергичен, полон энтузиазма, идей и идеалов.
  • Имеет некий план на ближайшие несколько лет.
  • Берет на себя ответственность за собственные поступки.
  • Заботится о своем здоровье.
  • Уважительно относится к родителям и другим членам семьи.
  • Доброжелателен.
  • Успешно учится и/или работает.
  • Не стесняется задавать родителям какие бы то ни было вопросы.
  • Имеет опыт близких отношений (дружеских или любовных).

Черты, которые должны насторожить

  • Имеет низкую самооценку.
  • Имеет мало (или вообще не имеет) друзей.
  • С трудом учится.
  • Не знает, чего хочет.
  • Имеет историю столкновений с милицией/инспекцией по делам несовершеннолетних за нарушение правил и законов.
  • Не любит двигаться.
  • Чрезмерно тревожен, многого боится.
  • Подвержен вспышкам агрессии, направленной на себя, людей, животных, предметы.
  • Постоянно лжет.
  • Ни в чем не проявляет инициативы.
  • Не может определиться с местом учебы, не может найти работу.
  • Не имеет жизненных целей.
  • Чрезмерно зависим от родителей.

Стиль жизни молодого человека

  • Молодые люди 17–25 лет редко обращаются к врачам и не очень хорошо заботятся о своем здоровье.
  • Донесите до него необходимость физических упражнений.
  • Приводите примеры того, чем чревато употребление фаст-фуда.
  • Напоминайте о вреде алкоголя, табакокурения и пассивного курения.
  • Если вы видите, что с ним происходит что-то плохое, дайте понять, что готовы помочь. Не настаивайте на том, чтобы он рассказывал вам все о своей жизни.
  • Сон. Молодые люди склонны вести весьма спонтанный образ жизни, подолгу засиживаться допоздна, из-за чего могут страдать здоровье, учеба, работа и отношения с людьми. Напомните, что необходимо ложиться и вставать каждый день в одно и то же время, и что спать нужно восемь – девять часов в сутки.